Забыли пароль? РЕГИСТРАЦИЯ
Подписка на новости
E-mail*:
Поиск статей по тематике:
Год:
Месяц:

Вы находитесь в разделе «Статьи» по тематике складская логистика, который посвящен организация работы склада, затрагивает такие вопросы, как распределительная логистика и правильная организация работы склада. Большинство статей и материалов несут практическую пользу и написано эксклюзивно для портала skladcom.ru.  

Организация склада на производстве

06.06.2013
Как автоматизировать склад?

Практически любая компания рано или поздно сталкивается с проблемой автоматизации склада. Давайте сначала задумаемся, а зачем вообще его автоматизировать. В большинстве случаев перед автоматизацией ставятся задачи повышения пропускной способности склада и повышение качества выполняемых складом операций. Из чего складывается пропускная способность склада: помещение, количество персонала и скорость выполнения персоналом складских операций.

 

Как правило, в случаях, когда компания сталкивается с проблемой низкой скорости складской обработки грузов, первое, что делают, это набирают персонал. Всем известно, что на определенной площади может работать ограниченное количество сотрудников, т.е. бесконечно набирать персонал на склад не получится. Можно перейти на сменную / круглосуточную работу, но и это даст эффект только временный. Дальше у компании два пути: или переезжать на склад большей площади, или менять технологию работы склада. Переезд мы сейчас рассматривать не будем, а вот смена технологии подразумевает сокращение времени выполнения каждой складской операции, т.е. выработка на каждого сотрудника за интервал времени увеличивается. Частично увеличить производительность сотрудников склада можно за счет внедрения на складе современных технологий, но для достижения лучшего результата необходимо использовать систему управления складом (WMS).  WMS  – это аббревиатура, образованная от английских слов Warehouse Management System, в дословном переводе – Складом Управляющая Система (то есть система, отвечающая за управление работами, управление размещением, управление стратегиями отбора, консолидация отборов в цели, разделение труда). Такая система нужна только тогда, когда вы готовы принять то, что склад – это, по сути, “производственный участок” с чёткой структурой операций.

 

Вы задумались об автоматизации склада. В этот момент возникает четыре основных вопроса:

• Нужна ли автоматизация?

• Сколько это стоит?

• Кто и как будет автоматизировать?

• Что компания получит в результате автоматизации?

 

В этой статье, я постараюсь ответить на все поставленные вопросы. Итак, начнем по порядку:

 

Нужна ли автоматизация?

Каждая компания отвечает на этот вопрос самостоятельно, но есть косвенные признаки, которые подсказывают, что без автоматизации работать дальше нельзя. Самое главное – это интенсивность работы склада. Часто приходится слышать, что автоматизации требуют склады площадью от стольких-то метров или с таким-то количеством товарных позиций, но это вторичные признаки. Склад может быть огромных размеров и насчитывать номенклатуру в 2 – 3 десятка товарных позиций. Товарных позиций может быть даже больше 1000, но движение товара (ежедневное) осуществляется по небольшой части номенклатуры.  Итак, ключевым параметром является интенсивность работы склада. Интенсивность можно выразить через разные параметры. Это может быть и количество принимаемых / отгружаемых документов за период, и количество номенклатурных позиций в этих документах за тот же период и любой другой метод, который покажет, что на складе выполняется большой объем операций. Каждая операция на не автоматизированном складе, требует участия человека, который тратит время на принятие решения. Вот эти потери во времени, плюс то, что не всегда принятое человеком решение оказывается единственно верным, и замедляют работу склада.

 

Итак, мы решили, что наш склад нуждается в автоматизации, а сколько это стоит?

На вопрос о стоимости автоматизации склада, к сожалению, однозначного ответа нет. Дело в том, что стоимость проекта складывается из четырех основных составляющих. Давайте остановимся на каждой составляющей подробнее:

 

Стоимость серверной лицензии на программный продукт для автоматизации склада. Тут все достаточно статично, порядок цен у большинства компаний приблизительно одинаков. В цену входит поставка программного продукта. При покупке стоит обратить внимание на территорию использования. Если в договоре поставки, прописан четкий физический адрес склада, на котором разрешено использование данного программного продукта, то при переезде на другой склад, потребуется письменно согласовывать данное действие с поставщиком программного обеспечения.

 

Стоимость пользовательских лицензий. Стоимость одной пользовательской лицензии зависит от общего количества приобретаемых лицензий. Поэтому, если планируете докупать лицензии в процессе эксплуатации, выгоднее это сделать сразу или зафиксировать цену в договоре. Для нормальной работы склада количество пользовательских лицензий должно незначительно превышать количество сотрудников склада которые одновременно будут работать с программой.

 

Стоимость настроек и доработок программы. Этот раздел самый сложный. Любая программа требует настройки на оговоренные технологические процессы. Фактически стоимость этого пункта складывается из объема требований, описанных в техническом задании на настройку программы и соответствия возможностей программного продукта этим требованиям. О правилах и порядке формирования технического задания, читайте ниже.

Стоимость оборудования. Разные программные продукты обладают разными требованиями к серверному оборудованию, терминалам сбора данных, принтерам печати этикеток и другому оборудованию. Стоимость данного оборудования, в зависимости от стоящих задач, может отличаться в разы.

 

Мы вплотную подошли к вопросу автоматизации, но кто и как будет автоматизировать?

В этой статье уже был, упомянут документ, который называется «Техническое задание на автоматизацию». Фактически этот документ должен содержать подробное описание настроек и доработок программного продукта, которые необходимо выполнить для реализации с помощью данной программы, существующей или разрабатываемой технологии работы склада. Причем понимание, что такой документ играет огромную важность, было еще в СССР, так в 1978 году был утвержден ГОСТ 19.201-78 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ». При настройках и доработках программного продукта техническое задание выполняет функционал, схожий с ролью проектной документации при строительстве. Как без грамотного проекта невозможно построить здание, так и без технического задания невозможно настроить качественную работу программы. То есть, конечно, есть компании, которые игнорируют разработку технического задания (экономят), но именно эти компании и пополняют статистику неудачных внедрений. В лучшем случае – это затянувшийся период внедрения, в худшем – отказ от автоматизации.

 

Мы столкнулись с необходимостью написать техническое задание. Кому поручить эту работу? Можно попробовать написать самостоятельно, но если у вас нет опыта разработки соответствующей документации, то и результат, скорее всего, будет ниже ожидаемого. Можно обратиться в компанию, поставщика WMS-решений, и попросить разработать техническое задание. Тут есть ряд подводных камней. Во-первых, компания интегратор не заинтересована в глобальных доработках собственного программного продукта и, следовательно, постарается адаптировать вашу технологию под свои возможности, а во-вторых, разработка технических заданий – это непрофильный бизнес компаний-интеграторов и, следовательно, часть технологических процессов может быть описана некорректно.  Есть вариант обратиться в профильную компанию или к независимому эксперту. В этом случае в существующую технологию вносятся необходимые коррективы. Оформляется техническое задание, которое максимально подробно описывает функционал автоматизации. В данном случае разработчик технического задания может выступать в роли контролера – куратора внедрения системы на складе. После того, как у вас в руках есть грамотное техническое задание, вы можете провести тендер на подбор системы автоматизации. В данной ситуации вы будете получать коммерческое предложение не абстрактно на программу, а на программу с настройками под технологические процессы вашего склада.

 

Вот мы и подошли к главному вопросу. Что компания получит в результате автоматизации?

Помните, в начале статьи мы говорили о скорости и качестве принятия решений персоналом склада? Так вот скорость и качество принятия решений есть не только у непосредственных исполнителей, но и у того, кто руководит всем этим процессом. При достижении определенного уровня интенсивности один и даже несколько сотрудников не смогут управлять этим процессом. И как следствие – управление большей частью процессов выгоднее переложить на программный продукт, который обеспечит скорость и качество. Но давайте перечислим получаемые плюсы по порядку:

 

Перераспределение нагрузки между сотрудниками склада. Фактически, компетентный персонал будет необходим только на входе и на выходе. На входе (участок приемки) остается одна из главных задач склада – идентификация входящего товара. Даже если ваш входящий поток маркируется на 100% штрих-кодом, то это не исключает возможности внутритарного пересорта, а визуально идентифицировать товар на соответствие с приходными документами может только квалифицированный сотрудник. После участка приемки все движение товара по складу (размещение, перемещение, отбор) осуществляется по штрих-коду.  Следовательно, персонал, выполняющий данный вид работ, должен уметь читать, считать и управлять механизмами.  Для выполнения внутренних работ на складе (после установки WMS) знание персоналом склада, номенклатуры не требуется.

 

Качество выполняемых операций увеличивается в разы. Основные, типичные проблемы склада, такие как: пересортица, недовложения, потери на складе, – уходят в прошлое.

 

Производительность труда резко повышается за счет более эффективного использования персонала. Причем достигнутый сразу после внедрения результат может продолжать улучшаться, т.к. программный продукт помимо управления, складом может формировать аналитические отчеты, позволяющие продолжить модернизацию технологии, постепенно доводя ее до совершенства.

 

Подводя итог, хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что эффективность работы склада складывается из площади склада, количества персонала и эффективности работы персонала (количество выполняемых сотрудником склада операций за единицу времени). Так вот, площадь склада – величина статичная, количество персонала имеет определенный максимум на определенной площади, а вот время выполнения одной операции – это величина, которую можно уменьшать почти бесконечно, но для этого нужен надежный инструмент – WMS.

 

Юрий БОЛЬШАКОВ,

Эксперт по складским технологиям,

+7 (916) 412-33-30,

Bolshakov.y@yandex.ru

   Версия для печати
Канал по вопросам обустройства и оснащения современного склада SkladcomTV

Вы находитесь в разделе «Статьи» по тематике складская логистика, который посвящен организация работы склада, затрагивает такие вопросы, как распределительная логистика и правильная организация работы склада. Большинство статей и материалов несут практическую пользу и написано эксклюзивно для портала skladcom.ru.  

 

Эффективная организация работы склада на производстве. Сегодня этот вопрос беспокоит многих в России. Есть большое количество успешных предприятий различных отраслей промышленности, которые тем не менее несут огромные убытки из-за того, что у них напрочь отсутствует организация управления складом: неликвиды, пересортица, ошибки при комплектации заказов… В итоге вместо прибылей убытки.

 

Организация работы склада с нуля – это правильный путь к наведению порядка на предприятии. Чем пытаться исправить работу в мелочах, лучше попытаться понять, что организация процессов на складе – это очень сложный и трудоёмкий процесс. И начать его надо с глобального аудита склада, собрать все данные, проанализировать их, привлечь профессиональных консультантов и вместе понять, как можно по-новому построить правильную организацию работы склада.

 

Хорошая организация работы склада – это учет складских процессов, слаженная работа отдела планирования, закупок, складского персонала, отдела доставки заказов. Одним словом, это не просто внедрение пары-тройки нововведений или стандартов в работе, это сложные и глобальные перемены. Полумеры никогда не дадут положительного результата в организации склада!

 

Кстати, если вы думаете, что раз магазин – это не производственное предприятие с цехами и огромной площадью, то организация учета на складе займет пару дней. К сожалению, это не так. Аудит, выявления слабых мест, варианты решений проблем, выбор лучшей стратегии размещения товаров, внедрение системы автоматизации – только так можно добиться правильной организации работы склада магазина.

 

В журнале «Складской комплекс» написано немало статей от практиков рынка, директоров по логистике и начальников складов, которые подтвердят всё выше сказанное. 

Copyright © Skladcom.ru – складская техника и оборудование
Использование любых материалов без письменного согласования с администрацией портала не допускается! Помните, что нарушение авторских прав охраняется законодательством РФ.
Если Вы заинтересованы в сотрудничестве с журналом "Складской комплекс" и порталом www.skladcom.ru в части размещения рекламной информации или Вашему мероприятию необходима информационная поддержка, просьба написать нам письмо на pisma@skladcom.ru.
Яндекс.Метрика